Главная » Обзоры » Цветовые модели для широкоформатного принтера

Цветовые модели для широкоформатного принтера

Планшетные принтеры, чернила для печати и запчасти для принтеров
приобретайте у нас! Звоните:

+7 (963) 723-93-13
Доставка по всей России!

Заказать обратный звонок

Цветовые модели в широкоформатном принтере: буйство красок

Как правило, для печати используется ограниченный набор цветов, а модель их построения одна – CMYK. Однако на самом деле схем много ,а красок еще больше.

Схема формирования цвета

Сложение и вычитание – основные принципы формирования цветов. Первый в природе не встречается, а относится исключительно к техническому миру. Это модель RGB, используемая в мониторах и телевизорах. Цветовые компоненты (красный – red, зеленый – green и голубой - blue) складываются и делают изображения ярче, светлее, темнее и т.п.

Цветовая модель для печати – совсем другое дело. Она представляет собой спектр или субтрактивную схему: луч солнечного света путем вычитания определенной его части обеспечивает видимую нам окраску всех объектов в природе.

Таким образом, очевидно, что краски для печати прозрачны, но вычитая друг друга, они создают цвет. Например, желтая краска «убирает» или поглощает в спектре фиолетовую и синюю краску, а пропускает красную, желтую, оранжевую и зеленую. На белом фоне мы видим желтый цвет.

Для печати используется триада цветов: голубой – Cyan, его еще называют бирюзовым, пурпурный – Magenta, желтый – Yellow. Однако в связи с разнообразием материалов, используемых в промышленной широкоформатной печати, необходим четвертый цвет – ахроматический – черный – Black. Именно так сформирована схема CMYK, широко применимая в планшетных принтерах.

Еще более широкие цветовые схемы становятся необходимы, когда печать осуществляется не на бумаге, а на других материалах. Например, печать на ткани требует использования шестицветной модели. Как правило, это CMYK + красный или оранжевый (Red,Orange) + голубой (Blue).

Схема цветов CMYK используется не только для пьезо-струйной широкоформатной печати, но и во многих других: шелкографии, офсетной, лазерной печати.

Цветопередача и ее значение для цифровой печати

Понять что такое «правильная цветопередача», очень сложно, так как объективных научных данных на эту тему практически нет. Зато есть интересные исследования, раскрывающие суть восприятия разных цветов разными расами людей. На этом, например, основываются даже производители чернил и техники для печати, такие как Adobe.

Например, зарубежные производители пигментов, не могут точно определить, какую пару красного и желтого лучше использовать для производства ходовых чернил в России. В ассортименте Adobe есть 3 пигмента Magenta (красный) и 4 пигмента Yellow (желтый). Из них можно составить 12 сочетаний, которые будут отличаться своими характеристиками. Так вот, производитель Adobe для российского потребления дает следующие рекомендации: можно использовать те сочетания, которые Вам больше нравятся. А все потому, что стандартизированных процессов печати не существует, и профайлы используются достаточно вольно.

Почему мы обратились именно к красному (пурпурному) цвету? Для широкоформатной печати это один из главных «камней преткновения».

Как появился цвет Magenta

Его «пришлось обнаружить», чтобы использовать как можно меньше цветов для печати, и воспроизводить как можно более широкий спектр. Чтобы на практике получить необходимый красный цвет, нужно очень постараться. Ведь в этот процесс вносят свои коррективы и применяемые в принтерах чернила, и сам материал, на который наносится печать.

Популярные сегодня материалы текстиль и ПВХ-ткани, как известно, имеют небольшой коэффициент белизны или отражения по сравнению с бумагой. Поэтому цветовая гамма сужается при работе на данных материалах. Когда цифровые носители отбеливают - красный цвет «вылезает наружу», его становится много. Если выставить на оборудовании режим печати absolute colorimetric, то на белом фоне всегда будут видны красные точки. Чтобы этого избежать, применяют другой режим – relative colorimetric, который «игнорирует» параметры носителя и «видит» его как белую точку.

Красители, используемые в широкоформатной печати, также играют роль в формировании красного цвета. Сольвентные чернила (на статью) на пигментах слабы в спектральных характеристиках. А те красители, которые применяются для текстиля, вообще не имеют подходящего красного цвета – Magenta. Если же он присутствует, то становится слабо выраженным синий цвет, его сложнее передать в чистом виде.

Какой нашли выход? В четырехцветной схеме использовать пятый, и этим цветом стал синий. Дополнительные синие чернила дают возможность применять яркие пурпурные краски, не задумываясь над тем, что синий «пропадет». Итак, в обязательный набор цветовой модели для широкоформатных принтеров, печатающих на различных материалах (дерево, ткань, кожа, пластик и т.д.), входят черный цвет и еще 4: чистый синий, зелено-голубой, красно-пурпурный, зелено-желтый. Может быть и шесть цветов, тогда добавляется ярко красный или красно-оранжевый.

Красный – наш цвет

В России, как известно, с давних времен красный цвет весьма популярен. Он до сих пор широко используется в оформлении и, соответственно, печати. Поэтому наиболее частыми схемами для прямой печати являются шестицветная CMYK + Red + Blue или восьмицветная CMYK + Orange + Red + Blue с дополнительным цветом (это может быть золотистый желтый или фиолетовый).

Благодаря разработке сольвентных чернил и УФ-отверждаемых чернил на пигментах стало возможным расширения цветовой гаммы и создание более реалистичных и качественных изображений на различных носителях. И сегодня печать на дереве, металле или пластике уже ничем не отличается от цифровой печати на бумаге белого цвета. Та же четкость, те же краски, полутона и оттенки.

CMYK – превращение в CMYKLcLm

Где-то в начале 90-х годов появилась  технология широкоформатной печати на основе пьезо-электрического элемента, изменившая границы и возможности печати. Именно тогда стала осознаваться узкая направленность цветовой модели CMYK. А с появлением высокотехнологичного оборудования она вовсе стала непригодной.

Поначалу производители принтеров предлагали светлые оттенки всех цветов, что позволяло уменьшить зернистость запечатков. Однако для современных моделей принтеров такой подход не уместен. Тогда появилась более продуктивная схема – CMYKLcLm. Сегодня она работает во многих планшетных широкоформатных принтерах, в том числе VitRex и Kincolor.